Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости компании Гонка за эффективностью. Телематика нового века

Гонка за эффективностью. Телематика нового века

9 февраля 2024
Гонка за эффективностью. Телематика нового века

Февраль. Люди гонятся за солнцем и теплом. Отделы продаж за прибылью - январь месяц умеренных трат после нового года. А вот сторонники современного сельхоз оснащения гонятся - да за яркими мощными впечатлениями и эффективностью, конечно - куда же без неё. С героями нашей статьи мы встретились на гонках тракторов компании MсCormick - драйвовом мероприятии, зимнем и при этом горячем. А самое интересное, что один из тракторов-участников был оснащен телематическим оборудованием компании Skylon.

Почему эта деталь самая интересная, сейчас расскажем.

Телематика – это умная инженерно-цифровая область, которая позволяет делать управление и эксплуатацию техники безопасным и эффективным. Следить за ресурсами, проверять качество работы на дорогих и ценных машинах и, в конечно счете, повышать урожайность снижая затраты (лишние, конечно).

Skylon – одни из самых громких и молодых в отрасли обеспечения такого ресурса как цифровое сопровождение и оформление работы автопарков не только агросектора, но и машин добывающей промышленности.

На сегодня в России компания работает с шестью брендами техники, произвела три уникальных инженерных решения, которые до сих пор не получили аналогов на отечественном рынке.

Зимой 2023 прошла конференция, где производители и дистрибьюторы техники, пользователи телематического оборудования, делились секретами наиболее успешной эксплуатации, примерами, когда телематика стала ключевым решением для успешного развития и даже взаимодействия с клиентами.

Какая она, телематика
Слушать спикеров, безусловно, было интересно. Множество примеров и важных рабочих выводов. Например, согласно нескольким спикерам, необходимые качества телематики можно условно разделить на две группы - то, что отслеживают и ценят клиенты, и то, что в приоритете у дистрибьюторов.

Если говорить о клиенте, то основной пользователь телематического оснащения у заказчика - главный механик, среди запросов которого лидируют:
контроль местоположения ТС;
контроль топлива машины (чтобы его несанкционированно не слили);
контроль работы (во избежание простоев);
контроль ТО.

При этом для руководства фермы или агрокомплекса наиболее важный параметр – это наличие или отсутствие простоя.

Для дистрибьютора спектр получаемой и важной информации благодаря телематике шире, сюда входит:
местоположение, передвижение сельхозмашины;
возможность просмотра в режиме реального времени сигналов аварийных датчиков;
контроль превышения оборотов ДВС;
учет ТО (когда было, должно быть, когда и как проходит);
ошибки;
расход топлива;
используемые режимы работы;
турботаймер;
факт перегрева ДВС, то, как функционирует гидравлика.

Одним из важных аспектов работы систем телематики является сбор статистики об эксплуатации сельхозтехники. Это состояние компонентов трансмиссии, мостах, раздаточной коробке. Что очень удобно, как уточнил один из участников конференции - все данные есть и в базе, и в онлайне. То есть в любое время можно получить полную картину того, где и как ехал водитель - клиент, по сути «под колпаком» - пошутил эксперт.

Необходимо упомянуть такие важные аспекты и плюсы применения систем телематики, как экстренное вмешательство в работу машины в аварийных условиях, а также отслеживание соблюдения условий эксплуатации техники для предоставления гарантии.

Благодаря данным, полученным при помощи систем телематики, удавалось неоднократно разрешать спорные ситуации с клиентами и во многом в будущем их предотвращать - рассказывали спикеры - так как можно было детально разобрать каждый случай поломок, сбоев и приведшей к ним не соответствующей техтребованиям эксплуатации.

Кроме всего вышеперечисленного, система позволяет увидеть индивидуальный стиль вождения пилота сельхозтехники, дать рекомендации по управлению и эксплуатации ТС.

Одно из назначений телематического оснащения появилось благодаря вынужденным мерам - когда долгое время технический специалист видит, как клиент «рвал», перегружал машину, но фактически ничего доказать, а значит и сделать, не может, то крайне сложно обеспечить качественную работу техники.

Бедная архитектура и богатые решения
Как рассказал один из участников конференции, удачному решению поспособствовал переход на китайскую технику в связи с обстановкой в мире. Техника от коллег-китайцев имеет достаточно бедную электрическую архитектуру и не имеет мультиплекса. Покупая такую технику, клиент уже не имеет возможности конфигурирования, изменения - что прислали китайские коллеги, с тем и работает. Именно здесь наиболее эффективно применили возможности телематики Skylon - талантливо, как отметил спикер. По подготовленному ТЗ собрали аналоговые сигналы об использовании силовой линии. Сконфигурировали всё это вручную. И, получается, все, что раньше не могли «отловить» ни на одном из европейских производителей, сейчас доподлинно видно.

Комплементарная индустрия
Со второй стороны, блок телематики за счет широкого диапазона возможностей даёт возможность реализовать массу задач под себя и под клиента. Например, для одного крупного заказчика создали систему автоматических блокировок, которая потребовалась после одного неприятного инцидента - как на старых, так и на новых машинах - межосевую и межколёсную блокировки при определенных параметрах движения ТС.

Еще одна задача, из примеров, озвученных на конференции, решенная при помощи телематики - расширение возможностей видеонаблюдения за работой автопарка. Изначально у клиента была локальная система видеонаблюдения - получить визуальную информацию он мог только находясь внутри ТС. Применение телематики сделало возможным дистанционный сбор и просмотр видеоинформации - ситуации внутри машины и вокруг неё.
Как прокомментировали спикеры, одно из весомых достоинств системы Skylon - её комплементарность с очень большим количеством оборудования. Система модульная, и поэтому её легко сочетать так, чтобы максимально реализовать все задачи клиента.
Буквально - её функционал можно расширять до бесконечности, отметил один из экспертов.

Речь идет, например, о подключении беспроводной системы контроля веса груза: благодаря ей клиент получает данные о месте загрузки, весе и количестве груза, наличии перегруза. Еще один пример подключаемого модуля - модуль контроля давления в шинах.

Он поддерживает как штатное оборудование, передающее информацию по CAN-шине, так и дополнительно установленного в виде всем известного TPMS. В итоге получаем параметры: давление и температура каждого колеса, а дополнительно можно указать исходные данные шин, таким образом будет учитываться и отслеживаться «ресурс шин», и клиент получит уведомление, когда будет пора освежить колеса.

Телематика для прицепной сельхозтехники
Другое направление - получение аналитики не только по самоходным машинам в агросекторе, но и по прицепной технике - эту задачу можно реализовать при помощи телематической системы. Например, в работе предпосевного культиватора интересно фиксировать, а затем анализировать такие показатели как глубина обработки, место проведения работ - в дальнейшем на основе этих данных составляется карта глубины обработки поля.

Как это работает: комплект телематического оборудования устанавливается на сам культиватор сзади, при работе оборудования вся информация попадает в облачный сервер и с помощью программного обеспечения Skylon мы видим заглубление культиватора, а также трек, по которому движется машина – вот те данные, которые ложатся в основу тепловой карты глубины обработки.

А на основании этой карты можно в дальнейшем делать другие карты предписания, например, карту посева сельхозкультур, или анализировать с помощью данной карты урожайность.

Перспективы развития и эффект синергии
Мы расспросили о том, насколько полезна была встреча спикеров - дистрибьюторов, аграриев, технических специалистов и экспертов компании Skylon - Наталью Якубову, Руководителя проектов Skylon в ООО Смарт Телематик Технолоджи.

Какой отклик вы получили по итогам конференции - много ли обратилось клиентов, много ли стали вашими партнёрами?

Нашей задачей изначально было собрать конференцию для дилеров и производителей техники для обсуждения вопросов применения, внедрения и улучшения систем телематики.

Очень удивило количество брендов, которые посетили нашу конференцию: мы насчитали более 13-ти, в рамках такого активного отклика мы пришли к выводу запуска таких конференций/встреч на постоянной основе.

Что касается клиентов, мы встретились с компанией по поставке грузовой техники, с которой ранее мы не вели взаимодействие, также обратился один производитель тракторной техники и компания дилер по продаже строительной техники.

Мы бросили себе тяжелый вызов с точки зрения новых клиентов, так как наша система уникальна и большое количество производителей/дистрибьюторов техники уже используют наш продукт или взаимодействуют с нами, но я рада что мы смогли привлечь и новые компании, с которыми ранее не вели активный диалог.

Какие вызовы вы вынесли из мероприятия? Чего не хватает, какие цели развития стоит ставить?

Наша компания нередко участвует в конференциях, связанных с инновациями в агробизнесе. Для наших участников и спикеров это был первый опыт подобного мероприятия, некоторые из них не были готовы активно участвовать в первой части конференции и свободно высказываться, чего, кстати говоря, нельзя сказать о втором акте мероприятия - круглом столе. Помимо этого, в очередной раз нас посетило осознание того, что мы опережаем рынок на 2-3 года. Пока еще не все дистрибьюторы, производители и, в том числе, конечные клиенты, готовы к предлагаемым технологиям, а значит, не видят необходимости в них. На будущее мы уже наметили несколько целей. Надеемся, наши следующие конференции будут собирать больше брендов техники, войдут в привычку, экспертные мнения будут более открытыми, а развитие цифровизации и технологических процессов приведут наших слушателей к осознанию важности внедрения продвинутых телематических решений.

Телематика в сельском хозяйстве - какой процент клиентского рынка занимает в системах телематики агросектор?

Недавно мы провели анализ рынка телематики и обнаружили, что всего в год оснащается около 17 тысяч единиц сельскохозяйственной техники, что составляет 6% от всех оснащаемых ТС. Если смотреть по базовому функционалу системы телематики, то достаточно большой объем сельхозпроизводителей осуществляют мониторинг за своей техникой в режиме онлайн. Сейчас лишь небольшой процент компаний из сельскохозяйственного сектора используют передовую телематику для повышения своего дохода и эффективности. Очень радует, что мы вносим определенную лепту в «продвинутую» цифровизацию сельхоз сектора.

Есть что-то революционное, что готовит нам в телематике 2024 год?

Рынок телематики с каждым годом развивается, все больше владельцев автопарков и техники осознают необходимость внедрения подобной системы. Мы хотим сделать устройство, которое поможет механизатору/водителю и облегчит его работу. Наша команда уже закончила работу над уникальным решением для грузовых машин, которое до сих пор не представлено на рынке, но пока сохраним интригу и не будем раскрывать все секреты. Ждите анонсов и презентаций.

Что касается оборудования, уже сейчас мы можем наблюдать внедрение межмашинной передачи данных, так называемой M2M технологии. Она делает возможным общение нескольких блоков телематики между собой при помощи технологий Wi-Fi , Bluetooth, LoRaWan, что позволит телематическим терминалам даже в условиях отсутствия связи общаться между собой напрямую. В отрасли сельского хозяйства это открывает возможности построить точные данные по выгрузкам зерна и его взвешиванию, устроить систему «свой-чужой», а в дальнейшем также делиться линиями движениями и траекторий машин относительно друг друга.

В ходе конференции мы говорили о необходимости наличия индекса остаточного ресурса техники. Как известно, при покупке легкового автомобиля потребитель имеет доступ к полной истории о выбранном авто, может оценить рациональность вложения, понимает, что будет происходить с машиной в ближайшее время. Когда потребитель обращается к поставщику сельскохозяйственной или строительной техники, бывшей в употреблении, ему доступны только результаты осмотра и диагностики ТС. Согласитесь, несправедливо, особенно в условиях, когда рынок бывшей в употреблении техники вырос в 2,5 раза, в связи с уходом с российского рынка европейских поставщиков и ростом стоимости новой техники. Телематика открывает новые возможности для данного сектора: можно отслеживать сроки прохождения ТО, количество сработок различных ошибок, полную историю по эксплуатации. Каждый из представителей брендов, присутствующих на нашей конференции, поддержал идею о внедрении индекса в процесс продажи техники. Уверены, что уже в 2024 году мы начнем совместную работу над этим.

Насколько ускоряет и делает более эффективной работу оперативность сервиса при установке систем?

Давайте представим себе работу сервисного отдела дилера / дистрибьютора техники, в автопарке которого только 500 единиц находятся на гарантийном обслуживании, а более 2000 единиц уже не на гарантии, но все еще нуждаются в ТО и ремонте. Что происходит в сервисном центре? Ответ простой - бюрократия. Множество бумаг, таблиц в excel, которые каким-то образом систематизируют все данные о реализованной технике. Клиент в период гарантии самостоятельно отслеживает моточасы, сообщает о неисправностях машины дилеру, требуя бесплатного ремонта, а спустя 1-2 года, когда гарантийное обслуживание уже не предоставляется, потребитель либо обращается в сторонний сервис для проведения технического осмотра, либо же отправляется туда только в случае поломки. Как же тогда будет функционировать департамент сервиса, если клиент забудет сообщить о предстоящем ТО, или предпочтет выбрать неофициальный сервис? А что будет происходить с репутацией бренда, если потребителя не устроит предоставленный дилером сервис или в связи с неправильной эксплуатацией ТС оно быстро выйдет из строя? В общем-то ничего хорошего.

В случае с телематикой ситуация складывается совершенно иначе. Сотрудник дилерского центра имеет доступ к системе мониторинга, где можно отслеживать всю информацию о машине: какая наработка моточасов на данный момент, правильно ли механизатор эксплуатирует технику, какие ошибки произошли или возможно произойдут в ближайшем будущем. Кроме того, ответственному за сервис вовсе необязательно тратить время на отслеживание всех единиц техники. Достаточно построить отчет об эксплуатации техники в системе, получить уведомление в телеграм-боте о предстоящем ТО и напомнить о себе клиенту приглашением на технический осмотр или предложить рекомендации по эксплуатации ТС для его долгосрочной службы. Все это поможет повысить лояльность к бренду и увеличить прибыль от дополнительных продаж, например, тех же запасных частей. Каждый клиент, будь то речь о рынке техники или любой другой отрасли, ценит внимание со стороны поставщика и в дальнейшем с большей долей вероятности вернется к нему для дальнейшего сотрудничества. Таким образом, работа сервисного центра становится более точечной, сотрудники тратят меньше времени на заполнение неэффективных таблиц, а потребитель остается довольным работой дилера.

На грани весны и на грани будущего - таков вердикт от беседы о телематических технологиях и посещения зимней, но очень динамичной и горячей конференции. Даже непосвященные наверняка заинтересовались бы технологиями будущего, которые работают уже сегодня. А эксперты не просто интересуются, а активно внедряют их в свои производства.

Источник: АПК Эксперт

Поделиться: